Компании: | 5 900 |
Товары и услуги: | 3 699 |
Статьи и публикации: | 510 |
Тендеры и вакансии: | 76 |
Любой кризис как девушка: вроде бы, к четвертому (а для меня этот четвертый) все уже должно быть понятно, но каждый непредсказуем, - и не ясно, в какой момент внезапно запсихует и все пойдет не так. Конечно, прогнозировать будущее, исходя из опыта прошлого, - это неимоверная глупость. Но я попытаюсь.
Как говорила Ванга, «я так вижу!».
1. Работа в игровых компаниях снова станет престижной
В последние годы игровая индустрия переживала нелегкие времена. Как следствие, заметно спала их привлекательность как работодателей. Однако новый курс доллара и евро уже не просто намекает нам, а практически заявляет, что работать в игровых компаниях, делающие глобальные игры, выгодно. У них заметно увеличится выручка - значит, они вновь будут нанимать самых лучших, платить им много, а иногда и очень много.
То же самое касается компаний, продающих за границу программное обеспечение. Сюда же я бы включила весь сегмент контекстной рекламы, куда рекламодатели перебросят значительно секвестированные бюджеты, подкосив тем самым медийную рекламу
2. Многие стартапы настигнет смерть, и их сотрудники рванут в найм, а не в предпринимательство
Как бы ни бодрились фонды, их американские LPшники сейчас очень настороженно (это мягко сказано) относятся к идее инвестировать в Россию. И не думаю, что в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится. Поэтому у большинства стартапов, которые жили от раунда к раунду, весной наступят черные дни. Их ждет начало массовых сокращений, а затем и закрытие бизнеса. Если они быстро не научатся генерировать реальные деньги - а наблюдая за российским венчурным рынком, можно с уверенностью сказать, что большинство не научится.
Сотрудники стартапов массово окажутся «на улице» (думаю, случился это уже к концу весны). Напуганные последними месяцами жизни в нестабильных инвестиционных бизнесах, они будут всеми силами мечтать вновь о сытом и спокойном найме, а не о долях и далёких перспективах. Поэтому на рекрутинговом рынке появится довольно много программистов, маркетологов, контент-менеджеров и других специалистов. Причем самого разного уровня.
3. Дауншифтеры вернутся в Россию к марту
Новая разница в курсах валют и критическое уменьшение количества фриланс-заказов уже гонит наших соотечественников из Гоа и Пхукета обратно домой. Поскольку вернутся они фактическими «голыми», то будут хвататься за любую работу и демпинговать, расшатывая и без того хрупкий баланс спроса и предложения на рынке труда.
4. Запад схантит лучших
В последние два года США и Европе не так-то и просто было хантить людей из России. Они хотели лучших программистов (в принципе, никого, кроме программистов, они вообще не хотят), а эти самые программисты не очень-то рвались к ним ехать. Здесь им платили больше, давали опционы и, главное, предлагали задачи интереснее. В тот же американский или женевский Google очень мозговитый и талантливый российский программист чаще всего выходил не в перспективное направление и не основным сотрудником. Сейчас все изменится. Желание уехать из нестабильной страны, вывезти детей, обеспечив им достойное образование, разница в зарплатах (США и Европа даже ничего и поднимать не станут - упавший рубль расставил всё по местам) погонят лучших . Несмотря даже на менее интересные проекты.
5. Порталы будут сокращать людей, но развиваться, покупая новых
В кризис абсолютно всегда выгодно работать в тех порталах, где преобладает доля немедийной рекламы. Поэтому там хоть и непросто, но все равно лучше, чем в проектах, живущих за счет медийки. Будут ли порталы сокращать людей? Да, будут. Как раз в проектах, которые были ориентированы на медиа. Одновременно порталам нужно как угодно показывать рост и увеличение доходов. Поэтому они будут развивать все немедийные сервисные проекты, покупая перспективные молодые стартапы. Порталы начнут гонку за успешными фаундерами, которых раньше не очень-то любили из-за их «непослушности и плохой вписываемости».
Механизм, на мой взгляд, будет следующим: порталы начнут сокращать менеджеров медийных проектов, продажников медийного направления (как ни странно) и тех, кто отвечает за контент; но при этом наймут программистов и опять же менеджеров проектов (желательно, со своими успешными стартапами), которые добавят в капитализации.
6. Работа в государственных проектах
Вот я уже в котором тренде пишу - людей будут сокращать. Однако безработица не должна коснуться программистов и менеджеров проектов, поскольку в интернет активно пришло государство со множеством крупных проектов. Можно по-разному относиться к самой идее построить еще один поиск, собственную операционную систему или единую платежную систему, но факт остается фактом - набирать будут много.
И даже несмотря на секвестирование бюджета, попробуют выдержать заложенные суммы инвестирования. Да, возможно, там будут задержки в зарплатах, как в будущем и у всех бюджетников, но в целом для многих это будет реальный выход.
7. Китай наши кадры не спасет
Мне довольно часто говорят: «Америка покупать перестанет, крупнейшие мировые компании закрывают здесь офисы разработки, но придет же Китай. Открыла офис Alibaba Group, а за ней и остальные азиатские гиганты подтянутся». Да, Азия приходит. Но приходит совсем иначе. Ей вообще не интересны наши компетенции, кроме двух направлений - знание локального российского рынка и наши гейм-дизайнеры. Китай будет хантить здесь очень мало, и только в обслуживающие региональные российские офисы. Прежде всего, людей, отлично знающих местные законы, логистику и местный е-commerce. По масштабам хантинга и по масштабам развития местной инфраструктуры ни с Microsoft, ни с Google в России это, конечно, не сравнится.
8. Перевернется рынок офшорного программирования
Мы становимся очень дешевой страной по уровню зарплат программистов. Мы уже дешевле индийских кодеров, а скоро станем дешевле белорусских. Как следствие, к нам пойдут заказы на офшорное программирование. Отовсюду. Но прежде всего, не из Америки и Европы (крупные компании будут опасаться заказывать у нас большие белые проекты из-за тех же санкций), а из Азии, Эмиратов и, не поверите, из Казахстана.
США и Европы тоже будет много, но они будут стараться работать через специальные схемы. То есть, снова у нас появятся безымянные для мира программисты-фрилансеры, сидящие по домам и пишущие интересные банковские и иные штуки для мировых проектов.
9. Бум стартапов «на коленке»
Начало любого кризиса всегда выбрасывает внезапные, очень «легкие», за сутки на коленке сделанные проекты, которые становятся крайне популярными, набирая сотни тысяч юзеров без копейки денег. Причина проста - вокруг много моментальной «боли» и паники, вопросов, на которые ищут ответа прямо сейчас, и на некоторые старые стартапы (года по 3-4) вообще не рассчитывали. Классический пример - площадка «Дзен». Фаундеры этих проектов будут просыпаться знаменитыми, получать даже какие-то деньги, набирать команды, но большинство проектов так же быстро схлопнется - во время кризиса «боли» очень непостоянны, а ситуация меняется моментально.
Но это дает, как ни странно, шанс совсем молодым сделать потенциально прибыльные проекты, которые бы не смогли родиться в «жирное» время посевов, конкуренции фондов и кучи денег. То есть, к концу кризиса мы, вероятно, можем увидеть нового российского Дурова. И даже не одного. Вспомните, что миллиардерами в рунете сейчас стали те, кто на кризисах 1998 и 2001 годов и начинали.
10. Зарплаты расти не будут
Не утешайте себя надеждой, что ваши компании будут индексировать вам заработные платы под рост валюты. Не будут. Исключение составят только высокоуровневые программисты - порталы и крупные проекты вынуждены будут индексировать им зарплаты, чтобы не проиграть игру за супер-таланты любым зарубежным проектам, для которых мозги из России теперь очень дешевы.
В сухом остатке
Интернету и ИТ будет непросто в кризис, но все равно намного легче, чем многим отраслям, начиная с банков и заканчивая медиа. Интернет войдет в кризис одним из последних и выйдет одним из первых.
Конкуренция за хорошее рабочее место даже среди программистов будет значительно выше, чем сейчас - против 2,5 кандидатов на одно место будет до 10 кандидатов на одно место в пике кризиса. Но это не касается супер-профи - там спрос будет превышать предложение. Причем еще острее, чем сейчас.
Хуже всего придется специалистам по контенту (не путать с контекстной рекламой), и, как ни странно, продавцам медийной модели. Плюс, как всегда, пиарщикам, ивентологам, всем специалистам венчурных фондов и тем маркетологам, которые не про лидогенерацию, а про бренд.
Лучше всего будет высокоуровневым программистам - за них будут бороться как европейские и американские компании, так и российские порталы, поэтому их зарплата будет расти даже в кризис.
Большинство модных сейчас стартапов умрут. Но внезапно и быстро начнут расти совершенно неожиданные проекты.
К концу кризиса у нас появится новый Дуров. И, возможно, не один.